ЦКРОиР обеспечивает создание комплексной системы психолого-медико-педагогической помощи лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет образовательную, в том числе в рамках оказания ранней комплексной помощи детям в возрасте до трех лет, коррекционно-педагогическую, диагностическую, социальную, методическую, консультативную и информационно-аналитическую деятельность, оказание психологической помощи.
ЦКРОиР на территории соответствующей административно-территориальной единицы в сфере специального образования решает следующие задачи:
- своевременное выявление лиц с особенностями психофизического развития и их психолого-медико-педагогическое обследование;
- реализация образовательной программы специального образования на уровне дошкольного образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью и образовательной программы специального образования на уровне общего среднего образования для лиц с интеллектуальной недостаточностью;
- реализация программ ранней комплексной помощи;
- охрана, защита и укрепление физического и психического здоровья обучающихся, проведение оздоровительных мероприятий;
- социальная реабилитация лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, предоставление им равных возможностей для активного участия в социокультурной жизни общества, формирование и развитие необходимых умений и способностей для максимально возможной самостоятельной жизни;
- реализация образовательной программы дополнительного образования детей и молодежи в объединениях по интересам или индивидуально;
- создание и ведение государственными ЦКРОиР банка данных о детях с особенностями психофизического развития;
- методическая помощь педагогическим работникам при реализации образовательных программ специального образования в учреждениях дошкольного и общего среднего образования;
- социально-педагогическая поддержка и психологическая помощь обучающимся, их законным представителям в гармонизации семейных отношений, формировании правильной оценки и положительных установок на перспективы развития возможностей и жизненного самоопределения лиц с особенностями психофизического развития;
- консультирование обучающихся с особенностями психофизического развития, их законных представителей, педагогических работников по вопросам развития, обучения и воспитания лиц с особенностями психофизического развития;
- координация деятельности в сфере специального образования государственными ЦКРОиР на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
- информационно-просветительская деятельность с целью формирования позитивного общественного мнения и толерантного отношения к лицам с особенностями психофизического развития.
С целью достижения поставленных задач ЦКРОиР в соответствии с законодательством Республики Беларусь реализует следующие функции:
- организует образовательный процесс;
- осуществляет диагностическую деятельность (государственный ЦКРОиР);
- оказывает коррекционно-педагогическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и осуществляет работу по социальной реабилитации лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями;
- оказывает раннюю комплексную помощь;
- осуществляет консультативную и методическую деятельность;
- создает и ведет банк данных о детях с особенностями психофизического развития (государственный ЦКРОиР), осуществляет информационно-аналитическую деятельность на территории соответствующей административно-территориальной единицы;
- оказывает социально-педагогическую поддержку и психологическую помощь лицам с особенностями психофизического развития и их законным представителям;
- проводит экспериментальную и инновационную деятельность;
- организует обучение и воспитание лиц с тяжелыми и (или) множественными физическими и (или) психическими нарушениями, которым по медицинским показаниям рекомендовано получение специального образования на дому;
- проводит мероприятия, направленные на обеспечение преемственности перехода выпускников ЦКРОиР в территориальные центры социального обслуживания населения.