Для чего ребенку с аутизмом нужна визуальная поддержка и какой она бывает?
В рамках очередного вебинара для родителей от экспертов Фонда «Обнаженные сердца» обсуждались основные виды визуальной поддержки и то, каким образом она помогает в организации жизни и обучении детей с РАС. Вебинар проводили клинический психолог Татьяна Морозова и детский невролог Светослав Довбня.
ПЕРЕЙДИТЕ ПО ССЫЛКЕ https://nakedheart.online/webinars/dlya-chego-rebenku-s-autizmom-nuzhna-vizualnaya-podderzhka-i-kakoi-ona-byvaet
Приятного просмотра.
ВИЗУАЛЬНАЯ ПОДДЕРЖКА
Визуальная поддержка – это другой способ сказать человеку, что делать, как вести себя, куда идти, в какой последовательности происходят события, как обратиться к собеседнику (дорожные знаки, указатель, написанные слова, картинки, схемы, часы и таймеры, дневники и органайзеры, словари-разговорники). Мы все ей пользуемся, но людям с аутизмом она еще важнее, потому что они могут испытывать трудности с:
- обработкой вербальной информации;
- пониманием социальных правил;
- коммуникацией;
- планированием;
- мотивацией;
- переключением.
Визуальная информация помогает концентрировать и удерживать внимание, дает ребенку возможность представлять абстрактные концепции (время, последовательность, причинно-следственные отношения), помогает при смене активностей и местоположения.
БОРЬБА С НЕЖЕЛАТЕЛЬНЫМ ПОВЕДЕНИЕМ
Визуальная поддержка помогает:
- тратить меньше времени на повторения требований и инструкций;
- снизить степень помощи и сделать человека более самостоятельным;
- быть более последовательным в процессе обучения;
- заранее планировать и принимать изменения.
Визуальная поддержка включает в себя организацию пространства для занятий, использование таймеров, а также визуальных расписаний и визуально представленных рутин.
ВИЗУАЛЬНОЕ РАСПИСАНИЕ И РУТИНЫ
Визуальное расписание – визуальный способ сказать человеку, куда идти и что будет дальше. Рутины (последовательность действий, которая каждый раз выполняется одинаково: умывание, чистка зубов, одевание/раздевание) – это то, что мы делаем каждый раз одинаково. Они снижают тревогу, предсказуемы, знакомы, дают самостоятельность, обеспечивают комфорт, и при следовании им тратиться меньше энергии.
Использование визуальных расписаний помогает:
- развивать самостоятельность;
- снижать зависимость от другого человека;
- увеличить независимость;
- обеспечить предсказуемость – понять, что будет дальше;
- справиться с тревогой;
- развивать гибкость, лучше принимать изменения;
- повышать мотивацию – ребенок видит, когда получит подкрепление.
Использовались материалы Фонда «Обнаженные сердца».
Рекомендуемая литература:
- Марлен Коэн, Питер Герхапдт. Визуальная поддержка. Система действенных методов для развития навыков самостоятельности у детей с аутизмом.
- Карол Грей. Социальные истории. Инновационная методика для развития социальной компетентности у детей с аутизмом.