Новости проекта
Разъяснение ситуации с рекламой и предупреждением МАРТ
Обновленные функции Schools.by
Голосование
Пользуетесь ли вы мобильным приложением Schools.by?
Всего 0 человек

Роль родителей в обучении детей раннего возраста с нарушениями в развитии

Дата: 20 ноября 2023 в 15:42

«Как мы можем помочь нашему ребенку?». Это хотят знать родители, воспитывающие детей с нарушениями в развитии раннего возраста, когда обращаются за помощью в Гомельский Областной центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации.  Компетентно ответить на этот вопрос помогут специалисты нашего центра, уже не первый год работающие по проблеме раннего вмешательства. 
     Как известно, родители играют важную роль учителей для своего сына или дочери, особенно в первые годы развития. Если родители на протяжении этого возрастного периода оказывают поддержку ребенку, он будет гораздо быстрее развиваться. Кроме того, результатом искреннего и доброжелательного общения взрослого и ребенка окажутся сформированные у малыша чувство доверия к миру, привязанность к родителям и другим близким людям.
      Диалог мамы и малыша начинает развиваться очень рано – во время кормления и купания, смены пеленок и переодевания, и тогда, когда мама просто носит младенца на руках. Когда мама занимается с ним, она автоматически дает ему зрительную, тактильную и слуховую стимуляцию. Позже, в повседневных ситуациях мама будет учить его «функциональным» навыкам и навыкам коммуникации, именно на этой основе строится раннее обучение: один навык объединяется с другим, пока младенец не научится выполнять более сложную задачу. 
    Естественно, учит ребенка не  только мама. Папа (хотя взаимодействие младенца с папой и отличается от взаимодействия с мамой), братья, сестры и другие члены семьи – все по-своему помогают малышу учиться и познавать мир. Постоянное все более активное взаимодействие с родителями и другими членами семьи, безопасное и хорошо знакомое домашнее окружение помогают малышу учиться и расти, экспериментировать и практиковаться в использовании новых навыков и в то же время развиваться эмоционально и социально. 
    Считается, что у всех детей есть некоторые врожденные способности, на основе которых в дальнейшем и происходит развитие ребенка. Так, каждый ребенок рождается к способностью к обучению, но его индивидуальное развитие в некоторой степени зависит от характера и темперамента. Один младенец бодр и подвижен, другой – спокоен и медлителен, развитие каждого идет своим темпом, это зависит от разницы в мотивации у каждого ребенка и его ответов на различные стимулы. 
     У детей с нарушениями в развитии есть те же врожденные способности, но, скорее всего, у такого ребенка будет нарушено спонтанное поведение и способность хорошо взаимодействовать с мамой и внешней средой. Мама, в свою очередь, должна понять, насколько долго малыш может выдерживать занятия, и, ориентируясь на его сигналы (выражение лица, мимику, взгляд и движения тела), сможет регулировать интенсивность своего воздействия на младенца. Так строится манера общения матери и младенца – «социальные ритуалы» их взаимодействия. 
     Ребенок с нарушениями в развитии, подобно другим детям, рождается со способностью к обучению и к взаимодействию с матерью в повседневных ситуациях, но темп его развития и его потенциал зависят от тяжести нарушения. Родителям придется дольше ему контролировать и регулировать движения, сенсорная стимуляция такого ребенка должна быть мягкой, стимулы следует вводить медленно и постепенно, внимательно наблюдая за реакциями малыша. 
     Поскольку обучение в большей степени зависит от раннего взаимодействия и диалога младенца с матерью, который происходит в повседневной жизни, любая программа помощи и поддержки для ребенка должна быть включена в его обычную жизнь. От этого выиграют и мама и ребенок, и это позволит маме совмещать специальные методы помощи и естественные навыки материнства.
     Рассмотрим способы обучения ребенка раннего возраста.  Ребенок учится, когда:
прикасается к чему-то;
смотрит;
слушает и общается. 
     
Прикосновения
 Тактильная чувствительность – один из наиболее развитых к моменту рождения видов чувствительности. Ощутив, как мамины руки поддерживают его тело, ребенок немедленно устанавливает с ней связь – тактильные ощущения помогают младенцу в ранней коммуникации с матерью. Реакции младенца на сенсорные стимулы в основном рефлекторные, они возникают автоматически, когда мама, занимаясь с ним, держит его или переворачивает. 
     Все младенцы отличаются друг от друга по тем тактильным ощущениям, которые доставляют им удовольствие. Одному, например, нравятся теплые и довольно сильные прикосновения и он любит, когда его прижимают к себе и качают на руках. Другой предпочитает, чтобы его поглаживали. Мама очень быстро узнает о склонностях ребенка, и именно с этого начинается развитие их раннего социального взаимодействия. Как только младенец научится засовывать пальцы в рот, он приобретет первый в жизни инструмент, который можно будет использовать, когда и как захочется. Он будет сосать палец до самоуспокоения, когда устанет, загрустит или соскучится, или для забавы и удовольствия, когда весел и доволен.
     Получая сенсорный опыт через тактильные ощущения и зрение, малыш узнает части своего тела. Исследование продолжится, когда ребенок научится лучше двигаться и действовать руками. Он узнает о том, как части его тела соотносятся друг с другом, и о том, каково его положение в пространстве и по отношению к окружающим предметам. В конечном счете это поможет ему осознать, «что такое я» и «что такое не я».

Зрение
     С самого рождения ребенка мама постепенно входит в зрительное пространство младенца, и это идеальная возможность для их взаимодействия. В первые недели жизни зрительный контакт возникает при расстоянии около 18-21 см. Чаще всего младенец смотрит на маму во время кормления. Время от времени он перестает сосать и всматривается в мамино лицо, его притягивают сочетания света и теней на нем, его очертания и мамины волосы, со временем он станет различать черты лица.  
     Движения глаз развиваются в течение достаточно долгого времени. Впервые они появляются при смене положения тела, когда мама занимается с ребенком. Сочетание различных ощущений – тактильных, зрительных и непосредственно связанных с изменением позы – позволяют ребенку получить сенсорную информацию о любых изменениях его положения в пространстве.
     С первой улыбкой малыша его диалог с мамой входит в новую волнующую фазу, теперь они подают друг другу сигналы по очереди. Когда мама разговаривает с малышом, он улыбается, гулит, вскрикивает, его тельце извивается. Поначалу двигаются кисти рук и пальцы, позднее появляются более организованные, повторяющиеся движения руками – эти движения ритмичны и перемежаются паузами. Исследования показали, что это стадия вокализаций, когда ребенок издает разнообразные звуки, предваряет развитие речи. Кроме того, способность контролировать положение головы позволяет малышу намеренно переводить взгляд, и он становится активным партнером в социальной  игре. Эта невербальная коммуникация, то есть общение без слов, формирует основу для двустороннего взаимодействия матери и ребенка. 
     Со временем ребенок обнаруживает связь картинки и звука – зрительного и слухового стимула: он узнает, что лицо и голос приходят вместе, что мама и папа выглядят и звучат по-разному и отличаются от посторонних. Его диалог со взрослыми быстро расширяется и изменяется.

Слух и общение
     Исследования показали, что дети раннего возраста различают звуки и по-разному реагируют на них. Повторение коротких фраз тихим голосом малыш воспринимает спокойно, оставаясь невозмутимым. Перепады громкости, слишком высокие или слишком низкие звуки пугают его и вызывают плач, а непрерывные и нежные звуки или пение успокаивают. 
     Сначала ребенок с удовольствием повторяет звуки, которые издает сам, имитирует звуки, которые произносит мама и другие взрослые. Он учится по собственной воле начинать и прекращать «беседу» - слушает тихо, спокойно, либо отводит взгляд, вероятно напоминая нам, что в искусстве общения главное – слушать собеседника! Первые такие «беседы» малыш, как правило, начинает спонтанно, а мама поддерживает «разговор», что-то «уточняет» и ждет ответа малыша. Так ребенок становится полноправным участником диалога. В это время ребенок хорошо подхватывает «разговор» и взаимодействует с мамой, но когда она говорит, он часто не смотрит не нее: координация между зрением и произнесением звуков появляется только к двум годам. 
   Необходимо подчеркнуть, что коммуникация необходима ребенку с самого раннего возраста, поскольку и общение и речь не только играют важную роль в социальном развитии малыша, но и служат важным средством освоения и совершенствования движений, которым ребенок воспользуется позже, когда будет учиться новым навыкам. Если у ребенка двигательные нарушения, то легко упустить из виду важность коммуникации и речевого развития именно в раннем возрасте, поскольку иногда создается впечатление, что малыш не понимает речь; он развивается слишком медленно, и мы впадаем в уныние. С другой стороны, мы полностью концентрируем свои усилия только на том, чтобы помочь ему двигаться. Не следует забывать, что речь весьма полезна при обучении двигательным навыкам. Если у ребенка нет возможности слышать речь и с ним не разговаривают в течение дня, то как же он сможет подражать словам и освоить язык? Обучение различным языковым и коммуникативным навыкам должно быть не дополнением, а обязательной частью программы развития ребенка с ограничениями в развитии. 
     Мы помогаем родителям научиться использовать во благо малыша любую возможность, которую преподносит каждый прожитый день,  чтобы они могли превратить повседневную жизнь малыша в обучение полезным навыкам.    

Комментарии:
Оставлять комментарии могут только авторизованные посетители.