Тематическая консультация для родителей:
«Организация игрового пространства и игровой деятельности ребенка с аутизмом»
Все дети живут в игре, она - их мир, их бытие…
Игра - основная деятельность ребенка, особый вид активности ребенка, позволяющий ему в безопасной ситуации накапливать свой эмоциональный и социальный опыт, получать знания и совершенствовать имеющиеся навыки. Игра - основной источник радости.
Игрушка - это средство для поддержки игры. В качестве игрушки может выступать партнер по игре (взрослый или другой ребенок), любой предмет, самодельное или специально изготовленное производителями изделие, от мяча или пластилина до игровых компьютерных программ. Ценность игрушки для ребенка определяется исключительно ее способностью поддержать игру.
Игра вносит огромный «вклад» в развитие ребенка, незаменима для него по следующим причинам:
- в игре развивается возможность эмоционального взаимодействия с другими людьми, сопереживания;
- осмысляется и принимает культурные формы сенсорный и эмоциональный опыт ребенка;
- в сюжетной игре ребенок осваивает пространственную и временную «развертку» событий, что развивает его способность к планированию, содействует формированию произвольной организации поведения;
- развивается способность к подражанию другим людям. Имитируя поведение других людей, ребенок усваивает новые формы социального поведения, учится понимать житейские правила, осваивает определенные социальные роли;
- в совместной игре с близкими людьми, с другими детьми малыш учиться понимать смысл происходящего, прежде всего, в его собственной жизни; расширяется запас его знаний об окружающем мире;
- в процессе освоения сюжетной игры формируется произвольное внимание ребенка, его способность к установлению логических связей. Ребенок, научившийся играть в сюжетные игры, в целом более организован и целенаправлен в поведении;
- благодаря игровому подражанию и осмыслению сюжета игры прогрессирует речь;
- разыгрывая в сюжете неприятные, пугающие события, но так, чтобы «все кончилось хорошо», или, расправляясь в игре со страшными персонажами, ребенок преодолевает свои страхи и становится активнее и смелее в реальной жизни. Так формируется необходимый человеку аффективный механизм преодоления трудностей, препятствий, собственных страхов, необходимый для адаптации к сложным, меняющимся условиям жизни.
Янушко предлагает следующие условия по организации игрового пространства:
Первое условие – безопасность:
- обставить устойчивой мебелью, без острых углов, так как у ребенка с аутизмом часто отсутствует «чувство края» и в состоянии аффекта он может перестать контролировать свои движения и действия;
- в комнате не должно быть опасных предметов (тяжелых, острых, бьющихся и др.).
Второе условие – обеспечение комфорта и уюта:
- оформите комнату в приятных, неярких, успокаивающих тонах;
- электрическое освещение должно быть мягким, не режущим глаза.
Третье условие – наличие необходимого оборудования. Поскольку детская комната – это место, где ребенок играет и учиться, она требует содержательного наполнения:
- столик со стульчиком или парта;
- детские книжки для домашней библиотеки должны быть специально подобраны:
- с учетом возраста и предпочтений ребенка;
- понятные ему;
- без абстрактных и фантастических сюжетов;
- полезные для освоения окружающего мира;
- вызывающие положительные эмоции.
- игрушки:
- деревянные и пластмассовые строительные наборы, конструкторы;
- разнообразные пирамидки, матрешки;
- звучащие игрушки, набор игрушечных музыкальных инструментов;
- игры для развития мелкой моторики-мозаики, деревянные бусы, игры со шнурками;
- развивающие игрушки (лото, домино, разрезные картинки и др.);
- игрушки для сюжетно-ролевых игр — куклы, мягкие, резиновые игрушки, машинки, кукольные домик, мебель, аптечка, посуда.
- материалы для творчества:
- цветные карандаши, фломастеры;
- акварельные и гуашевые краски;
- пастельные мелки и мелки для рисования на асфальте;
- цветная бумага и картон;
- пластилин.
- спортивное оборудование для физического развития ребенка:
- шведская стенка;
- обручи, скакалки, мячи;
- велосипед;
- самокат.
Четвертое условие – поддержание порядка.
- В комнате ребенка должен быть установлен и поддерживаться определенный порядок – все предметы, вещи и игрушки должны иметь свое фиксированное место. Порядок в окружающем мире предметов важен для любого ребенка, но для аутичного, с его стереотипностью поведения, он – необходимое условие его жизни. Однако, избегайте раз и навсегда установленной завершенности.
- Вводите новые приятные ребенку детали, например, развесьте на стене его рисунки, выберите с ним новые занавески, купите и повесьте на стену картину. Если ребенок сопротивляется малейшим переменам, отложите их, но обязательно попытайтесь вновь.
- Создайте эмоционально положительное настроение: обсудите с ребенком предстоящую перемену в интерьере, поговорите о том, как это будет хорошо, организуйте его активное участие в процессе внесения новых элементов в интерьер.
Пространство квартиры в большинстве случаев связано с освоением ребенком бытовых навыков.Аутичному ребенку необходимо помочь осознать предназначение самых разных предметов, вещей. Для этого следует, во-первых, комментировать разнообразные бытовые моменты (например: мытье рук). Во – вторых, вовлекать ребенка в работу по дому (приготовление обеда, мытье посуды, засыпание порошка в стиральную машину и т.д.). Конечно, следует учитывать возраст ребенка и его возможности.
Помимо хозяйственно-бытовой деятельности, постарайтесь создать такие условия для ребенка, чтобы он мог затевать игру в любом месте квартиры. Свобода перемещения наполнит малыша новыми интересными впечатлениями и полезными знаниями.
- Рекомендации по преодолению затруднений, возникающих в ходе игр
- Если ребенок не включается в игру, не обращает внимание на ваши действия либо выражает протест, не настаивайте. Но обязательно попробуйте в следующий раз. Если же вы видите, что ребенку понравилась игра, но он остается пассивным, не останавливайтесь, продолжайте осуществлять игровые действия, комментируйте их так, словно вы действуете вместе с ребенком.
- Предлагайте новое постепенно и маленькими порциями. Внимательно следите за реакцией ребенка и при первых признаках тревоги или страха немедленно прекратите игру.
- Понравившаяся ребенку игра потребует повторения. Не противьтесь его просьбам повторить игровые движения, ему необходимо время, чтобы обжить новые ощущения.
- Развивая сюжет игры, осторожно ненавязчиво предлагайте различные варианты, которые будут зависеть от желаний ребенка, вашей фантазии и педагогического чутья. Будьте готовы к тому, что какие-то варианты событий ребенок примет сразу, а с чем-то не согласится категорически.
Совместное рисование
Совместное рисование – это особый игровой метод, в ходе которого взрослый вместе с ребенком рисует различные предметы, ситуации из жизни ребенка и его семьи. Такое рисование обязательно сопровождается эмоциональным комментарием.
Метод совместного рисования предоставляет новые интересные возможности:
- Возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям.
- Ситуация совместного рисования дает новые возможности для знакомства ребенка с окружающим миром.
- При совместном рисовании удается уточнить представления, которые уже есть у ребенка.
- Главным успехом такой работы станет перенос знаний в реальную жизнь. Это показатель того, что ребенок усвоил новые знания о мире и может пользоваться ими.
- Использование метода совместного рисования дает возможность развить средства коммуникации.
Этапы развития совместного рисования
1 этап: налаживание эмоционального контакта, развитие интереса к новому виду деятельности. Начинать следует с изображения предметов, особенно значимых для ребенка.
2 этап: рисование «по заказу» ребенка. Рисуйте то, что нравится ребенку, закрепляя его интерес к совместному рисованию.
3 этап: постепенное введение различных вариантов исполнения одного рисунка, новых деталей изображения. Используйте различные материалы: попробуйте помимо карандашей и фломастеров использовать мелки, краски, не только белую бумагу, но и цветную, картон. Сам рисунок варьируйте по размеру, форме, цвету и положению в пространстве.
4 этап: вовлечение ребенка в процесс рисования, побуждение к активным действиям. Ребенок не проявляет активность, если ее не стимулировать специально. Задавая вопросы, побуждайте ребенка делать «заказ» на разных этапах рисунка и каждый раз выполняйте его просьбу. «Забывайте» дорисовать в изображении важную деталь, а когда ребенок заметит это и потребует завершения изображения, предложите дорисовать эту деталь самостоятельно.
5 этап: введение сюжета. На этом этапе, ставшие близкими ребенку изображения его любимых предметов, помещают внутрь сюжета. Такой сюжет должен быть, с одной стороны, близок опыту ребенка, а с другой стороны – должен давать возможность уточнить уже сформированные у ребенка представления.
6 этап: перенос сюжета в другие ситуации. Теперь возможно переходить к проигрыванию этого сюжета с использованием игрушек и предметов, использовать полученные знания в других видах деятельности (лепке, конструировании).
Источники: М.М. Либлинг «Игра в коррекции детского аутизма».Альманах №20 "Детский аутизм: пути понимания и помощи"; Е.Янушко «Игры с аутичным ребенком».