Что такое ранняя комплексная помощь?
Это оказание помощи и поддержки детям
от рождения до трех лет, имеющим особенности психофизического развития(далее – ОПФР) или фактором риска нарушений развития.
Чем специалисты могут Вам помочь?
- Мы проведем комплексное психолого-педагогическое обследование ребенка.
- Определим формат помощи (психолого–педагогическое сопровождение ребенка в ЦКРОиР или в условиях семьи).
- Разработаем специальные образовательные условия для ребенка, обеспечивающие удовлетворение выявленных особых образовательных потребностей.
- Совместно с законными представителями,родителями разработаем индивидуальную программуранней комплексной помощи.
- Поможем законным представителем, родителям овладеть приемами развивающего взаимодействия с ребенком.
Государственное учреждение образование «Ельский районный центр коррекционно-развивающего обучения и реабилитации» (далее – ЦКРОиР) оказывает раннюю комплексную помощь детям от рождения до трех лет:
- с фактором риска в речевом развитии (задержка речевого развития);
- с нарушением функций опорно-двигательного аппарата;
- с нарушением зрения;
- с нарушением слуха;
- с тяжелыми, множественными нарушениями в физическом
и (или) психическом развитии; - с расстройствами аутистического спектра.
ОКАЗАНИЕ
РАННЕЙ КОМПЛЕКСНОЙ
ПОМОЩИ
детям
от рождения до трех лет
Цель ранней комплексной помощи
Раннее включение ребенка
в образовательный процесс с целью исправления и (или) ослабления имеющихся у него нарушений развития, стимуляция потенциальных возможностей ребенка.
При оказании ранней комплексной помощи содержание работы определяется индивидуальной программой ранней комплексной помощи, которая разрабатывается специалистами ЦКРОиР совместно с законными представителями, родителями на основе результатов психологопедагогической диагностики.
Основными ориентирами при разработке индивидуальных программ для детей является:
от рождения до 1 года
развитие эмоционального общения со значимым взрослым, всех видов восприятия, основных движений и действий с предметами, доречевых реакций и речи.
от 1 года до 3 лет
развитие предметных действий, формирование предпосылок игровой деятельности, развитие общения и речи.
Работают специалисты:
- учитель – дефектолог;
- педагог – психолог;
- педагог социальный.
Куда обратиться, если у ребенка задержка речевого развития?
Родителям необходимо обратиться в государственное учреждение образование “Ельский районный центр коррекционно-развивающего обучения и ребилитации”
для прохождения углубленного обследования специалистами психолого-медико-педагогической комиссии.
Обследование включает в себя изучение анамнестических данных и заключений медицинских специалистов, моторного развития детей, состояния речевого аппарата, слуховых и зрительных ориентировочных реакций, специфику коммуникативной деятельности ребенка.
У детей до 1 года проводится наблюдение за голосовой и доречевой активностью в естественной и провоцирующей ситуациях.
При наличии слов определяется время их появления, объем активного и пассивного словаря, общая речевая активность ребенка, наличие фразовой и связной речи и т. п.
Дети с задержкой речевого развития в возрасте до 3-х лет могут получать раннюю комплексную помощь в условиях центра коррекционно-развивающего обучения и реабилитации
Что такое задержка речевого развития?
Задержка речевого развития -
под этим понятием имеют ввиду несвоевременное овладение ребёнком речью. Малыш начинает говорить несколько позже своих ровесников, понимание речи затруднено, а словарный запас отстаёт от нормы.
По каким признакам можно определить, что ваш малыш отстаёт в речевом развитии ?
Рамки, которые учитываются нормами развития, достаточно гибкие. Колебания
в сторону чуть раньше или чуть позже допустимы в пределах 2-3 месяцев.
Для мальчиков возможно отставание от девочек на 4-5 месяцев.
1 год
- Словарный запас – 10-15 лепетных слов (би-би, ам-ам).
- Понимает и выполняет простые просьбы (дай мяч).
- Произносит простые односложные и двухсложные слова (мама, папа, дядя).
- Подражает возгласам животных (мяу, гав) и звукам предметов (ля-ля-ля).
- Знает имена близких людей, названия игрушек, простейших предметов на картинке, понимает названия некоторых действий.
- Эмоционально откликается на речь.
2 года
- Словарный запас – около 100-200 слов.
- Хорошо знает и произносит свое имя.
- Умеет выражать простейшие просьбы словами.
- Пользуется двух и трехсложными словосочетаниями, согласуя предмет и действие (я хочу пить, кукла спит).
- Первые симптомы могут появиться ещё в период до года, но большинство родителей редко обращают внимание на незначительные отставания в вербальном развитии малыша.
- Главный симптом задержки речевого развития - позднее появление первых слов и простых фраз. У таких детей первые слова могут появиться только к 2 годам, а простая фраза- к 3. Но говорят они нечётко, окружающие с трудом понимают их.
Для коммуникации малыш по большей части пользуется мимикой и жестами.
Причинами задержки речевого развития являются:
- внутриутробные патологии, связанные с токсикозом и интоксикацией у мамы во время беременности;
- наследственность – нестандартное строение артикуляционного аппарата (неправильное количество зубов, их посадка, проблемы с прикусом, дефекты строения неба);
- родовые патологии – асфиксия, родовая травма;
- инфекционные заболевания (менингит, менингоэнцефалит), воспаления среднего и внутреннего уха (приводит к снижению и потере слуха, а значит, страдает речь);
- травмы головного мозга;
- повреждения неба;
- неблагоприятные социально-бытовые условия – недостаточное количество общения, отсутствие эмоционального контакта, особенно с мамой;
- агрессивный информационный поток;
- увеличение скорости речи взрослых, скудная, невыразительная или излишне эмоциональная речь